фильмы ужасов мясоГостевой пост моего друга Андрея про мясо в современных фильмах ужаса. В последнее время, на мой взгляд, наблюдается тенденция «упадка сил» в Голливуде. Вернее, в контексте боевиков она наблюдается уже лет 10-15, если не больше. Но боевики — разговор отдельный. Редко когда в фильме присутствует  хороший сюжет. Но суть не в этом.

Сейчас, кажется, каждый режиссер считает: для того, чтобы снять страшный фильм, который действительно напугает зрителя, надо впихнуть туда как можно больше сцен с «мясом». Видимо, по мнению режиссеров, мистика и небольшие загадки больше не устрашают зрителя.

Зачем они это делают? Меня, например, мясо только отпугивает от просмотра. Не потому, что я слабонервный, а просто я не вижу в этом ничего привлекательного. Взять, к примеру, фильмы Альфреда Хичкока. Ну, или что-то более современное — ремейк «Человека-волка» с Бенисио дель Торо и Энтони Хопкинсом. Мяса не так уж и много, спецэффекты на уровне (в свое время эффекты в фильмах Хичкока тоже были на высоте). Но ведь страшно!  Или «Зеркала», «Проклятье»... Тоже страшно. Да, кровь есть. Насилие есть. Но и ужас есть, что для фильмов такого жанра главное. Но эти фильмы скорее исключение, подтверждающие правило.

На мой взгляд, намного страшнее как раз не показывать все это месиво. Просто показать, что герою угрожает опасность, показать, какая именно. А потом мы видим, что герой все-таки попал в ловушку и погиб. Но как — мы этого не видим. Мы просто понимаем, что с ним случилось что-то ужасное. Наша фантазия сама все нарисует. И от этого становится действительно жутко и страшно. Пусть зритель сам дорисует, ЧТО случилось с героем. А то, что показывают сейчас в фильмах, вызывает только отвращение и портит мистическую атмосферу.

Возьмем, к примеру, «Пункт назначения 4». В данном фильме ужасов мяса много, даже очень. Но что это дало? В первых трех частях были загадки, фильм поглощал нас полностью, мы с ужасом ждали, что случится с героями, но верили в них. Мы сопереживали им. Это сопереживание называется саспенс. Так вот, в 4й части фильма я этого саспенса не испытал. Даже когда героя пригвоздило к стене в охваченном огнем помещении. В 1-3 частях и смерти были красивыми. Да, крови тоже хватало. Но в четвертой части, как по мне, перебор. Это так, поверхностный анализ, я не берусь за диалоги, загадки, игру актеров и прочее. Там с этим тоже проблемы, но в данный момент я не об этом говорю.

Вернемся к «Человеку-волку». Мистическая, драматическая, мрачная атмосфера сопровождает нас на протяжении всего фильма. Мне запомнился эпизод, когда волк напал на племя людей ночью. Нам не показывали, что вот он — уже пришел и готов напасть. Нет. Мы это чувствуем. Опасность витает в воздухе. Конечно, в этом заслуга многих людей — режиссера, оператора, звукооператора. Но что получилось в итоге? Атмосфера. Страх. Еще не видя самого волка (сам вид которого внушает уважение и ужас), мы уже боимся. Несколько раз мелькает тень, за деревьями иногда проскакивает какой-то силуэт, который распознать мы не можем. Вот это — мастерство. Ввести зрителя в страх, еще даже почти ничего не показав. Неизвестность — вот что пугает больше всего. Но уж точно не мясо. Поэтому если хотите зарабатывать деньги как актеры в кинофильмах, для начала вам надо узнать, как можно заработать деньги с нуля, чтобы появился стартовый капитал и вы стали более успешными.

Или еще один довольно показательный фильм — «Куб». Кровь есть, но не так много, как в Том же «Пункте назначения 4». Фильм довольно атмосферный, держит в напряжении до конца. Отчего такое напряжение? Потому что нам неизвестно, что будет в следующей комнате. Мы не знаем, кто эти люди, оказавшиеся внутри куба, а также кто и зачем этот куб построил.  В фильме есть загадка. И мы с замиранием сердца наблюдаем за героями, как они преодолевают ловушки, пытаясь найти выход. Мы им сопереживаем.

Помните эпизод, когда герои попали в ловушку, которая реагировала на звук? Полицейский, который последним проходил через комнату, едва не погиб. Еще бы секунда — и от него ничего не осталось бы. И я уверен, что если бы он попал в ловушку, но нам не показали бы в подробностях его смерть, все было бы страшнее и ужаснее, чем показ всего в подробностях. Ну да, зрелищно. Ну, спецэффекты. Но это не так страшно, как дорисовать самому, что с ним могло бы произойти. Да и вообще, держать в напряжении — вот что главное для фильмов, особенно такого жанра. А кровавые фонтаны, на мой взгляд, этому никак не способствуют.

Остается надеяться, что режиссеры все-таки вернуться к искусству кино в целом, а не только будут соревноваться в том, у кого круче спецэффекты и где больше крови. Деньги можно потратить и на другие украшательства, главное сделать нормальный современный фильм ужасов.